Shadowplay Release, Zhelezobeton, Monopoly Records Переиздание альбома, считающегося, по мнению многих, лучшим в дискографии отечественного электронного дуэта, снабжённое 15-минутной космической сюитой в качестве бонуса.
Альбом Cyclotimia "Celestis: Space Ceremonial Music" вдохновлён деятельностью известной американской аэрокосмической компании Space Services Inc., среди прочего занимающейся (в рамках дочерней компании Celestis Inc.) отправкой человеческого праха в космос. Более того, компакт-диски с этой музыкой дважды бороздили космическое пространство, находясь на борту ракет, запущенных с космодрома America в New Mexico. Первый раз это произошло в апреле 2007 года (проект "Legacy"), второй раз в мае 2010 года (проект "Pioneer Flight"). Музыка Cyclotimia получила статус официального саундтрека к обоим событиям.
В дискографии проекта, известного прежде всего своими постиндустриальными и авангардными пластинками, "Celestis" стоит, безусловно, особняком. Не будет преувеличением сказать, что это их самая доступная (в хорошем смысле слова) работа, коррелирующая с лучшими образцами таких признанных мастеров "космического жанра" как Жан-Мишель Жарр или Клаус Шульце. В то же время музыка на "Celestis" отнюдь не вторична, современна и сделана весьма искусно.
С открывающей темы "Capsula", атмосфера альбома погружает слушателя в мир духовного переживания, зовёт проделать воображаемое космическое путешествие; вместе с останками, помещёнными в капсулы, полететь навстречу Космосу… Нелишне сказать, что компакт-диск снабжен многостраничным буклетом, повествующим о деятельности компании. Отличие данного релиза от издания 2007-го года заключается в дополнительной эксклюзивной композиции "Another Time Another Place" - 15-минутной "космической сюите", записанной проектом в 2009 году.
Рецензии Если вы следите за музыкальной карьерой московского проекта CYCLOTIMIA, то наверняка в курсе того, что пластинка Celestis уже выходила, причем не так и давно – года три назад. Почему было решено переиздать довольно свежий материал, я не знаю. В наши дни бесконечного скачивания музыки гигабайтами, и новые работы-то с трудом находят издателей, а старые… Ну решили люди потратить свои деньги, не нам их осуждать.
В новой редакции Celestis присутствует бонус-трек Another Time Another Place, который, правда, кардинально картину не меняет. Оформление диска, насколько я могу судить, заметно не изменилось.
Celestis создавался как звуковая дорожка к одноименной программе, которая заключается в выводе в космос останков людей, решивших что тупо гнить в земле – это уже не круто, и им просто необходимо засрать своим мусором еще и окрестности родной планеты. Люди платят деньги, их прах отправляют к звездам. Вроде как в процессе полета звучит специально подобранная музыка. Как-то так. Celestis - эта самая специально подобранная музыка.
Если вам нравится немного пафосная электронная музыка, которая была популярна лет пятнадцать назад, когда Жан Мишель Жарр звучал из каждого ларька на базаре, то Celestis вас уважит. Лично я нахожу такого рода музыку скучноватой. И совершенно определенно против того, чтобы меня хоронили под что-то подобное. Но на вкус и цвет…
Celestis, безусловно, является своеобразной вехой российской электронной музыки, так что если вы еще не слышали этот альбом – уж найдите время, просветитесь. Ну а если вы альбом уже слышали, то зачем вообще читаете эту рецензию? Хотели бы купить диск – за три года уже купили бы раз десять.
«Со звезд мы пришли, к звездам мы и вернемся» - эту философскую идею взяли на вооружение в американской компании «Space Services Inc.», реализовав ее буквально. Каждый желающий теперь может быть похоронен в космосе – космический корабль поднимет на орбиту капсулу с прахом покойного и отправит ее в странствие по Вселенной. Самому усопшему жарко или холодно от осознания этого факта уже не будет, разве что потешит человек в последние деньки земного бытия самолюбие, банально кинув понты или же реализовав розовые мечты, кому что.
Известно, что с первым грузом праха в космос улетела копия этого диска - участники «Cyclotimia» записали саундтрек специально для данного события, немного сменив настроение и характер своего творчества, что вызвало как массу восторженных отзывов, так и критики. Кто-то новый саунд не принял категорически, кто-то открыл для себя Циклотимию заново, кто-то вообще узнал об этом проекте только после прослушивания «Celestis». Прежде чем описывать то, что музыканты представили на этом альбоме, будет не лишне в очередной раз задать риторический вопрос – почему такой прогрессивный некогда стиль, как «космическая электронная музыка» давно уже существует за счет пережевывания звучания, заложенного «классиками жанра» на его заре, «паразитируя» на характерном олдскульном аналоговом саунде? Вроде бы и технологии звукозаписи прошли огромный путь развития, и мировоззрение людей претерпело изменения, а все равно, беря в руки очередной альбом на «космическую» тему, над быть готовым к тому, что из динамиков, скорее всего, полезут «загадочные» и пронзительные сигналы аналогового оборудования, символизирующие позывные спутников и солнечный ветер, а также манипуляции с узнаваемыми темами и секвенциями, которые когда-то сочинили Вангелис, Жарр и их коллеги. Это звучание присутствует на «Celestis» в полной мере – собственно, сами музыканты не скрывают своей любви к музыке этих прославленных композиторов, черпая вдохновение из их работ. Так что если подобный «винтаж», помноженный в данном случае на приемы постиндустриальной эстетики, вам импонирует, можете брать диск смело. Свойственные предыдущим работам «Циклотимии» грегорианские хоралы и записи человеческого голоса здесь не звучат так апокалиптично и сурово, словно читая очередную эпитафию миру. Общее настроение музыки и сэмплов, из которых она состоит, можно описать как «задумчивое», причем думы эти о вещам глобальных, недоступных рациональному уму. Да, хор меланхолично выводит заупокойную молитву, а мелодии минорны и иногда («Drifting v.2») эпичны, но это не только поминки по усопшим, это еще и попытка заглянуть за грань и, может быть, легкая зависть к тем, кто закончил суетной жизненный путь и летит, пусть в виде пыли, навстречу звездам. Вибрирует Жарровский терменвокс в «The Explorer» на фоне холодных пульсирующих и изломанных ритмов (которые в наших палестинах все еще называют «downtempo»), проносятся мимо сигналы, унося от Земли голоса, фрагменты мелодий и передач, позывные, шум и прочий мусор. Душевно тоскует «флейта» в «Odyssey», придавая альбому на время сладкий привкус нью-эйджа, а коротенькие голосовые сэмплы в «Space Age» словно намекают, что вот сейчас неожиданно вылезет тот самый «Dvar» со своими кривляниями и абсурдным вокалом (спойлер - этого не происходит!). Ближе к финалу альбом как-то мрачнеет и уходит в неслабые эксперименты вроде «Earthview», в которой перевернуто и растянуто все, кроме ритма – тем не менее, эффект интересный и неожиданный. Бонус этого переиздания, трек «Another Time Another Place», лучше всего отражает «звездное странствие праха» – зацикленная примитивная тема, застывшие звуки, медленное непрерывное движение из ниоткуда в никуда, которое будет продолжаться вечно…и проносящиеся мимо звезды и галактики, которые мертвые уже не увидят. Хотя, судя по яркому кресту на фоне звездного неба, изображение которого присутствует в буклете, у музыкантов на этот счет есть иное мнение, благодаря которому они добавляют в композиции иррациональности, заставляя мелькать где-то вдалеке вопрос «А вдруг смерть это все-таки не конец, а реальное возвращение туда, откуда мы все пришли?». «Celestis» оставляет повод для раздумий, за что его авторам отдельное спасибо. А вот за что их можно покритиковать, так это за скупую лаконичность мелодий и недостаток ярких, запоминающихся тем, что в свое время очень помогло прославиться перечисленным выше авторам. Впрочем, «плюсы» этого альбома легко перевешивают «минусы».
Если на вашей книжной полке соперничают за место братья Стругацкие, Хайлайн, Кларк и Гаррисон – данная работа, наверняка, придется вам по душе. Если же преимущественно вас интересует не литература, а документальные сериалы BBC о вселенной – эта работа от московского проекта также не окажется упущением в коллекции. Альбом "Celestis” (точнее, в данном случае, его переиздание), пожалуй, тем и примечателен, что способен отыскать слушателя в самых разных сферах, а не только среди любителей медиативной музыки. Впрочем, это и не удивительно, учитывая, что этот диск получил статус официального саундтрека в рамках программы американской компании Space Services Ink., помимо всего прочего, занимающейся отправкой (не бескорыстно, разумеется) человеческого праха прямиком в космическое пространство. Такая вот лирика: прикоснитесь к музыке, которая уже звучит выше небес.
Что же касается непосредственно музыкальной составляющей, то имена мэтров научной фантастики, приведенные в начале, больше подходят к общей идее и названию композиций, нежели к самому звучанию: все-таки это явление современное, лишенной той первобытной, первопроходческой романтики – это музыка уже освоенного космоса, где вовсю шныряют ракеты, затмевая свет звезд своими бортовыми огнями. Это не свободное освоение галактики, а, скорее, следование по знакомому маршруту, но, несмотря на избитую космическую тематику, даже такое путешествие сулит интерес. Структурированные в своей основе композиции, построенные по всем канонам жанра, слушаются легко и не принужденно: здесь есть и релкасирующие эмбиентальные подложки, и неторопливая цикличность перкуссии, и классические «космические» звучки – обрывки радиосигналов, попискивания электроники и т.п. Если сравнивать эту работу в целом, то это будет что-то среднее между Enigma и Deep Foerst, только лишенное попсовости. Без пафоса, конечно, не обошлось и тут, но к этому обязывает общая идея. Не перегруженная излишними эффектами и не пересоленная какими-то пространными ответвлениями, эта музыка легко найдет себе место в повседневности – за прочтением ли книги, или же при наблюдении за звездным небом. Альбом просто слушается на одном дыхании – может быть, это оттого, что Cyclotimia не обещает каких-то откровений в жанре. Но если dark-ambient трипы в бессознательное утомили вас, то "Celestis” дает хороший повод взбодриться. Насколько серьезно можно (или же следует) воспринимать эту работу вопрос довольно сложный: с одной стороне, по своей сути альбом имеет несравненно больше точек пересечения с реальностью, нежели иные «космические» работы, но, в то же время, эта стопроцентная реальность как раз создает некие рамки. Впрочем, в какие-то моменты, (особенно ближе к финальным трекам) музыке удается оторваться от своих же условностей зазвучать более свободнее, шире, отстраненнее.
Переиздание дополнено замечательным 15минутным треком, который словно выкристаллизовывает все то, о чем так или иначе говорят другие композиции: невыразимая словами тоска по дому, по Земле, осознание конца и того, что вернуться не удастся уже никогда – словно все меньше и меньше становится белый крест, напечатанный на тыльной стороне обложки, пока сам не становится одной из крохотных светящихся точек. Единственным утешением в данном случае может служить то, что этот лучик света, эта частица души не будет такой уж одинокой – вместе с ней будут путешествовать и звуковые атомы альбома.
Если сбросить налет официальщины, то, вполне возможно, в музыке "Celestis” заложено куда больше, чем может показаться при поверхностном прослушивании: все-таки это музыка не для мертвых, которых вывозят в космос, это музыка – для живых. Она указывает на саму жизнь, на ее скоротечность, давая понять, что, быть может, и не надо бежать от звезды к звезде в поисках ответов – потому что они вокруг нас, достаточно лишь задержаться и присмотреться немного внимательнее.
Работа, которая уверенно выдерживает собственный вес + вес слушателя.
Оформление – стандартная CD-коробка и 6 страничный буклет, в котором содержится краткая, но вполне интересная, информация о компании Space Services Ink и, собственно, о ее подразделении Celestis.